ФЭНДОМ

Общая характеристика Править

Проект «Алерфа» посвящен созданию вымышленного мира планеты Алерфа. В основном это связано с написанием учебника по истории Алерфы и других связанных с нею планет. Возможно создание и других материалов связанных с описанием географии, животного и растительного мира, культуры планеты и т.п.

Структура материалов Править

Материалы по проекту можно разделить на 2 основные части: финальные тексты и банк идей. Финальные тексты так названы не потому, что не могут быть подвержены изменениями, а потому, что повествование в них ведется в таком стиле, в каком оно должно быть в итоговом учебнике. В настоящий момент в таком виде представлены 2 главы учебника: Категория:Древнее Время и Категория:Среднее Время.

К Банку Идей относятся материалы разной степени завершенности в прочих формах. Предполагается, что на основе идей будут формироваться финальные тексты (это в перспективе, программа-максимум), причем новые идеи могут быть использованы как для написания новых финальных текстов, так и для модификации старых. Впрочем предварительно необходимо, чтобы набор идей, относящихся к еще описанным периодам был сделан в определенной мере самодостаточным. Т.е. в итоге среди всех идей должно быть отобрано определенное подмножество «одобренных», состоящее только из законченных идей (для которых определены все параметры и связи между ними). Между эти идеи должны быть логически связаны между собой и не должны противоречить друг другу (а также имеющимся финальным текстам). Кроме того, желательно чтобы они более-менее полно охватывали оставшиеся периоды, т.е. при желании по ним можно было бы реконструировать (возможно мысленно) финальные тексты.

Идеи могут относиться к различным типам, например событие, явление или мета-идея. Кроме того, они могут быть отнесены к одной или нескольким абстрактным тематикам, например: астрономическое, географическое, биологическое, или же религиозное, культурное, техническое, военное, политическое, социальное, лингвистическое и т.п., а также не более чем к одной конкретной тематике, например: животное, религия, государство, битва.

Идея-явление (или может лучше "сущность"?) описывает (возможно, с различной степенью определенности и подробности) некую сущность или закономерность которая существовала на протяжении какого-то промежутка времени (возможно все обозримое время) в статическое форме (например, особенности рельефа планеты) или в динамической самовоспроизводимой (например, государственное устройство). Желательно указывать ссылки на другие явления, связанные с описываемым. Например, при описании народа желательно указать религию, которую он исповедовал и наоборот. Может быть также описана эволюция явления, если оно было неоднородно во времени, причем желательны ссылки на основные события, связанные с изменениями данного явления.

Идея-событие описывает некое важное для истории Алерфы изменение с привлечением как уникальных идей-явлений, так и стандартных сущностей. Для каждого события желательно указать время его наступления (возможно приблизительно), а также список причин и условий для данного события и список прямых или косвенных следствий. В качестве условия или следствия может выступать как другое событие, так и наличие (или отсутствие) определенного явления (если возникновение или исчезновения этого явления не описаны явно как событие).

Мета-идея представляет собой некий набросок или концепцию, согласно которой могут формироваться другие новые идеи. Например, данный документ можно отнести к мета-идеям. Описание мета-идеи может быть наиболее вольным среди всех типов, однако желательно приводить в нем примеры идей, в которых данная идея была воплощена.

Идеи не обязательно описывать сразу полностью. Для начала можно предоставить лишь приблизительное (возможно с указанием различных вариантов) описание. Кроме того, можно указать наличие определенных связей, но не заполнять их. Например, можно сначала описать религию, а какому государству её сопоставить можно решить потом (или наоборот). Постепенное накопление разнообразных новых идей различных категорий, а также их доработка и постепенное приведение в законченный вид и есть программа-минимум.

Реализация описанной структуры с использованием wiki Править

Разделение идей по типам и тематикам предлагается реализовать с помощью независимых сеток категорий. Т.е. каждая статья-идея должна быть отнесена к одной из категорий-типов (событие, явление или мета-идея), а также возможно к одной или нескольким категориям-тематикам. Причем предлагается выделять абстрактные тематики (например: религиозное) и конкретные тематики (например: религия). Абстрактные тематики именуются прилагательным в среднем роде и описывают область, к которой относится идея. Их у одной идеи может быть несколько (крайне желательно, чтобы не менее одной). Конкретные тематики именуются существительным в единственном числе и обозначают конкретный класс идей, по которому может быть установлена связь между идеями различных категорий. При этом на странице-описании конкретных тематик должны быть перечислены слоты, характеризующие соответствующие идеи. В слоте указывается его название, затем после “:” тип слота (в виде ссылки на какую-то категорию-(конкретную) тематику), а затем после “-“ описывается роль этого слота для описываемой конкретной тематики. Например, в описании конкретной тематики Категория:религия есть слот с названием "государство", ссылкой на тематику Категория:государство и комментарием "официальная или доминирующая религия в данном государстве". В дальнейшем при создании новых идей, относящихся к данной конкретной категории, крайне желательно заполнять все перечисленные слоты, т.е. указывать название слота и после “:” перечислять ссылки на идеи, соответствующих указанной категории. Например в описании явления Киппег, относящемуся к категории "религия", слот "государство" заполнен ссылкой на государство Тижминская империя. В случае если идея сырая или её место в общей картине пока не определено, можно указывать ссылки на служебные страницы, название которых начинается на “?”, например ?неопределенное государство. Таким образом, можно будет посмотреть, например, список всех идей которые пока не привязаны к определенному государству (см. «ссылки сюда»). В комментарии можно указать неформальные ограничения на выбор ссылки, например «некое древнее государство на западе Шмерлингии».

Кроме категоризации по типам и тематикам предлагается вести независимую категоризацию по историческим периодам, а также по степеням завершенности. Все идеи, как явления так и события следует отнести к одной (возможно нескольким) категориям-периодам. Возможно указывать такие категории как Глобальный Период (для явлений, которые актуальны всегда) или же Неизвестный Период (если время актуальности идеи никак нельзя уточнить).

К сожалению, в wiki не обнаружилось способа просматривать пересечения категорий. Решить эту проблему предлагается с помощью сортировки. Чтобы события можно было отделить и при этом различать их в списке по периодам рекомендуется начинать названия статей для событий с префикса “.”. Затем следует указывать двухбуквенный префикс, обозначающий период, например: ДВ – для Древнего Времени, СВ для Среднего Времени. Пример названия статьи о событии: .ДВ Малое Озарение. Чтобы события могли быть отсортированы более точно для каждого из них желательно задать ключ сортировки еще и с годом, например {DEFAULTSORT: .ДВ2589 Малое Озарение} (вместо одной фигурной скобки нужно две. При этом если год меньше 1000, то в начале надо ставить соответствующее количество нулей. Если дата события определен с точностью до какого-то промежутка, то можно указать произвольный год из этого промежутка. Названия для статей о явлении можно давать без префиксов, однако в ключе сортировки следует указывать период актуальности, например: {DEFAULTSORT: ДВ Тижминская империя } для статьи с названием Тижминская империя. Для статей о мета-идеи дополнительных ключей сортировки не требуется, однако их название должно начинаться с префикса "=" и двухбуквенного префикса, обозначающего период. Например, название данной статьи "=ГП концепция развития" означает, что она относится к типу мета-идей и актуально для всего времени.

Финальные тексты следует вынести в отдельную категорию или использовать в их названии особый префикс (или и то и другое).

Рекомендации по редактированию имеющихся текстов Править

При редактировании существующих текстов неплохо иметь в виду следующие соображения:

  • При обнаружении грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок желательно их сразу исправлять.
  • Если возникло понимание, что что-то можно сказать проще и доступнее, то неплохо бы так и сделать. Например, имеет смысл разбивать сложные предложения на несколько более простых.
  • Если обнаружен придуманный термин, для него нужно сделать отдельную страницу с пояснением (которе может быть сбивчивым или не художественным, но должно описывать идеи, для реализации которых этот термин введён). Это служит сразу двум целям:
  1. участники проекта не забудут, что же всё-таки имелось в виду.
  2. относительно каждой страницы в wiki можно узнать, откуда на неё ссылаются; это позволит отслеживать и убивать избыточные неологизмы.
  • Аналогично желательно избавлять текст от лишних дат.
  • Кроме того, стоит предельно мелко раздробить текст на статьи (чтобы можно было более эффективно использовать перекрёстные ссылки для отладки структуры произведения).